МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Россия способна разработать собственные программные продукты и стандарты внедрения технологий информационного моделирования BIM-технологий) для управления жизненным циклом объектов инфраструктуры, но потребуется более активная роль государства. В частности, создание единого госоператора контрактов жизненного цикла. Об этом говорится в разработанной Аналитическим центром при правительстве России концепции внедрения BIM-технологий.
Как отмечается в документе, который имеется в распоряжении портала \»Будущее России. Национальные проекты\», оператором которого является ТАСС, внедрение контрактов жизненного цикла КЖЦ) при создании инфраструктуры является одной из важнейших задач майского указа президента России. К примеру, в его развитие нацпроект \»Безопасные и качественные автомобильные дороги\» БКАД) предполагает к 2024 году достижение доли контрактов КЖЦ в дорожном строительстве до не менее 70%. Проект концепции планируется представить 10 февраля 2020 года на площадке Аналитического центра при правительстве РФ.
Исследователи отмечают, что само применение КЖЦ неразрывно связано с внедрением BIM-технологии, которые позволяют непрерывно накапливать достоверные данные об объектах инфраструктуры на протяжении всего их жизненного цикла, бесшовность обмена информацией, взаимодействие властей всех уровней и исполнителей. В итоге BIM-технологии в совокупности с КЖЦ позволяли бы сэкономить до 25% от стоимости объектов.
Однако в настоящее время BIM-стандарты в дорожном хозяйстве в России, в том числе охватывающие полный жизненный цикл объекта, отсутствуют. Обзор мировой практики, проведенный исследователями, показал, что и в ведущих странах системного применения такой практики пока нет. При этом используемые за рубежом программные продукты, как правило, не переносимы напрямую в российскую практику из-за различных нормативных требований и применяемых типовых решений.
Собственные программные разработки в России есть и активно применяются. Для объединения существующей практики авторы концепции предлагают особенно выделить роль государства. По их мнению, власти не должны ограничиться нормативно-правовым регулированием при внедрении технологий информационного моделирования, а должны принять активное участие в создании единой информационно-коммуникационной инфраструктуры и подготовке кадров соответствующей квалификации.
Речь, в частности, может идти о создании единой государственной отраслевой цифровой платформы управления жизненным циклом объектов дорожной отрасли. Это позволит обеспечить преемственность информации, даст возможность алгоритмизировать процессы и обеспечит как бесшовность проектирования, строительства и эксплуатации, так и бесшовность регулирования отрасли. Кроме того, использование государственной платформы позволит снизить риски дефицита квалифицированных кадров и высокой стоимости внедрения BIM-технологий.
Стандартизированное программное обеспечение единой госплатформы должно обеспечивать сбор, сохранение необходимой конструкторской, технологической, экономической информации, позволяя автоматизировать рабочие процессы на разных стадиях жизненного цикла дороги. Также оно должно давать возможность предварительно просчитать влияние внесения изменений на каждом этапе реализации проекта.
BIM Building Information Modeling) — информационное моделирование, в основе которого лежит проектирование объекта строительства как единого целого. Внедрение BIM позволит оптимизировать бизнес-процессы и снизить риски на всех этапах жизненного цикла зданий, будет способствовать выработке оптимальных решений, выявлению ошибок на ранних стадиях проектирования, снижению затрат на строительство и эксплуатацию, сокращению сроков работ.
Источник: futurerussia.gov.ru