Как строить дороги качественно и выгодно? Одним из эффективных способов решения этой задачи должен стать переход дорожной отрасли на так называемые комплексные контракты. По ним подрядчик сначала прокладывает дорогу за счет собственных и привлеченных средств, затем он от 10 до 30 лет должен отвечать за ее состояние. В свою очередь государство оплачивает его работу равными платежами в течение срока действия договора.
Сегодня комплексные контракты в сфере дорожного строительства не предусмотрены законодательством. Однако уже 23 марта Госдума рассмотрит во втором чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры», который должен регламентировать отношения заказчика и подрядчика.
Проведенный анализ законодательства РФ и сложившейся практики реализации проектов транспортной инфраструктуры показал, что для обеспечения возможности заключения контрактов жизненного цикла нет необходимости принимать отдельный федеральный закон.
Но поскольку долгосрочные контракты имеют комплексный характер, изменения законодательства необходимы. Нужно объединить отдельные виды деятельности, имеющие самостоятельный характер, в единый жизненный цикл с характеристикой его длительности, определяемой календарной датой, истечением периода времени или событием, которое должно наступить.
В качестве основополагающего акта, опираясь на который можно заключить комплексный контракт, предлагается использовать Закон «О концессионных соглашениях» с внесением в него изменений. По мнению авторов законопроекта, целесообразно дополнительно предусмотреть право публичной стороны концедента) принимать на себя обязательства по возмещению концессионеру расходов, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объекта концессионного соглашения.
По сути это означает расширение формы государственно-частного партнерства, в рамках которого создаваемый объект недвижимого имущества приобретается его будущим владельцем концедентом) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа в случае невозможности возмещения расходов концессионера за счет взимания платы за пользование объектом концессии.
При этом возможность возложения на концедента всего объема финансовых обязательств или их части является абсолютной гарантией для потенциальных инвесторов возврата привлекаемого ими финансирования или собственных средств, используемых для создания и содержания объекта комплексного контракта, что существенно повлияет на будущую стоимость привлекаемого капитала и, следовательно, на итоговую стоимость самого объекта.
Ответственность же концессионера за надлежащее эксплуатационное состояние объекта комплексного контракта, равно как обеспечение его создания, будут гарантироваться предусмотренными способами безотзывная банковская гарантия, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада депозита страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению).
Вопросы размера принимаемых на себя концедентом расходов, сбора платы от эксплуатации объекта комплексного контракта, а также принятия на себя риска доходности объекта будут рассматриваться в каждом конкретном случае на этапе подготовки проекта.
В конечном счете заключение концессионных соглашений, предусматривающих создание или реконструкцию объектов с последующей их эксплуатацией, обеспечит снижение стоимости создания объекта за счет применения наиболее эффективных технологий и материалов, повышение качества и надежности создаваемого объекта, так как в случае некачественного выполнения работ концессионер будет вынужден приступить к ремонтным работам за свой счет ранее установленных концессионным соглашением межремонтных сроков или выплачивать неустойку за необеспечение определенных соглашением требований к качеству и потребительским свойствам объекта.
По словам зампреда думского комитета Дмитрия Саблина, концессионер заинтересован в том, чтобы построить хорошую дорогу, ин
аче уже через несколько лет ему придется тратить полученные доходы на ее ремонт. Подобный формат прошел проверку временем, поскольку применяется в международном дорожном хозяйстве уже около 20 лет.
Сейчас строители не отвечают за свою работу. Не секрет, что подрядчики экономят на всем, используя самые дешевые материалы и рабочую силу. В итоге получается, что после введения дороги в эксплуатацию через пару-тройку лет покрытие на ней начинает давать трещины и выбоины, год за годом приводя в негодность. В итоге оказывается, что не с кого спрашивать.
Видя такое положение дел, правительство решило призвать строителей к порядку. Если законопроект будет принят, то подрядчики станут нести полную ответственность за свою работу и ее последствия. Подрядчик станет кровно заинтересованным лицом в том, чтобы его работа как можно дольше сохраняла первоначальный вид, иначе все тяготы ремонта и потери от затрат понесет сам подрядчик.
Согласно новому законопроекту подрядчик строит дороги за счет собственных средств, а также привлеченных инвестиций. Государство выплачивает ему причитающиеся деньги, но взамен подрядчик отвечает за состояние дорог длительное время, прописанное в контракте. Таким образом, денежные активы дорожных фондов будут находиться под контролем государства и не будут «утекать» в неизвестном направлении. В Европе давно уже успешно применяют такой метод. Там это называется контрактами жизненного цикла КЖЦ). Строительные компании на Западе делают капитальную оценку предстоящих работ и действуют, руководствуясь не страстью наживы, а здравым смыслом. Они делают максимальный первоначальный вклад, который идет на закупку высококачественных материалов и оплату труда строителей. В итоге они остаются в выигрыше и экономят на будущих ремонтных работах.
Самым значимым проектом КЖЦ в Великобритании стал проект создания высокоскоростного соединения между Лондоном и туннелем под Ла-Маншем. Согласно условиям проектного соглашения частный партнер осуществлял проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию, ремонт и техобслуживание железнодорожной магистрали. Министерство транспорта Великобритании, в свою очередь, приняло на себя обязательство по финансированию проекта посредством предоставления денежных грантов, а также необходимых прав в отношении земельных участков. Помимо этого после начала реализации проекта существенная часть финансирования была обеспечена гарантией правительства.
Пока в России нет опыта практического применения КЖЦ. Одним из первых регионов России, где может быть разработана отдельная схема для долгосрочных контрактов, станет Санкт-Петербург. Правительство города утвердило постановление, регламентирующее заключение с инвесторами контрактов жизненного цикла. Этот механизм будет применяться при строительстве объектов дорожной и транспортной инфраструктуры. Он предполагает, что инвестор строит и затем эксплуатирует объекты, а город в течение нескольких лет компенсирует ему затраты на реализацию проекта. В качестве пилотов сейчас рассматриваются проекты создания дорожной сети в Колпино, скоростного движения по набережным Обводного канала и строительства тоннеля под кольцевой автодорогой в районе Гражданки.
В этом году в дорожной отрасли на Среднем Урале должно начаться внедрение практики заключения долгосрочных контрактов, это, по мнению главы Свердловский области Александра Мишарина, позволит увеличить эффективность бюджетных расходов, повысит срок службы дорожных сооружений, а также снизит стоимость дорожных работ. Дорога М1 Москва-Минск станет первой в России магистралью, по которой будет заключен комплексный контракт. Концессионер определится в 2014 году.
Представители дорожных компаний пока не готовы обсуждать достоинства и недостатки новой системы, поскольку непонятно, каким образом она будет реализована. По мнению гендиректора компании «Жасмин» Александра Слесарева, долгосрочные проекты сегодня по плечу только крупным игрокам, но даже они не станут заниматься строительством и содержанием автодорог без дополнительных гарантий со стороны государства. Если строить придется на свои деньги, а потом уже в течение 20 лет получать их от государства, то на это
просто никто не пойдет. Мелкие и средние компании уж точно. Что касается крупных компаний, то и они вряд ли согласятся на долгосрочное сотрудничество без дополнительных гарантий.
Источник: «Российская газета»