Заместитель министра экономического развития РФ Михаил Осеевский рассчитывает, что компромисс между Министерством экономического развития МЭР) и Федеральной антимонопольной службой ФАС) РФ в вопросе о госзакупках будет достигнут в течение двух недель. «У меня на сегодня нет ни малейшего сомнения в том, что мы найдем этот компромиссный вариант и он будет достигнут в течение ближайших двух недель», — сказал он в эфире «Эхо Москвы».
По словам М.Осеевского, 2 апреля министр экономического развития Эльвира Набиуллина встретилась с главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым. На протяжении трех часов стороны обсуждали целый ряд проблем и вопросов, которые волнуют ведомства.
Замминистра отметил, что закон о ФКС призван ответить на вопросы, на которые действующее законодательство вообще не отвечает. «Поэтому мы добавили очень большой блок, связанный с планированием и прогнозированием», — добавил он.
Согласно документу заказчик должен показать запланированные закупки на три года вперед. В этом случае бизнесмен сможет выработать свою стратегию, увидеть, что покупает государство, подготовиться к этому финансово и технологически, заметил М.Осеевский.
Напомним, Минэкономразвития и ФАС в 2011 г. разработали альтернативные варианты совершенствования законодательства о госзакупках в РФ. МЭР разработал и направил в правительство законопроект о федеральной контрактной системе ФКС а ФАС предлагала модернизировать действующий закон о размещении госзаказа и заявляла о своих разногласиях с концепцией министерства.
Минэкономразвития РФ предполагало, что законопроект о ФКС должен служить основой для регулирования всей сферы госзакупок. Документ предусматривал сквозное регулирование всего цикла госзакупок — от планирования до оценки результатов исполнения контрактов. Кроме того, проект предполагал переход к контрактным отношениям, когда и заказчик, и исполнитель несут ответственность за результат выполнения контракта, а не только его процедур. Законопроект предусматривал наказание для заказчиков за неисполнение требований закона и нарушение конкуренции вплоть до дисквалификации и увольнения, административного и уголовного преследования.
Представители антимонопольного ведомства утверждали, что принятие указанного законопроекта означает не шаг вперед, а возврат к «неэффективной и коррупционной практике закупок, действовавшей до принятия 94-ФЗ». Федеральная антимонопольная служба предлагала принять ряд мер по снижению коррупционности в сфере госзакупок в рамках новой редакции закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, предлагаемые нововведения касались процедуры отбора исполнителей контракта, регламентации дополнительных требований к заказчику.
В конце 2011 г. аппарат правительства РФ возвратил на доработку внесенный Минэкономразвития РФ проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» в связи со значительными замечаниями по нему.
В середине февраля с.г. Э.Набиуллина сообщила, что ведомство планирует внести законопроект о ФКС в правительство РФ в мае 2012 г. «У нас есть план, по которому мы хотим провести еще тур обсуждений законопроекта в обновленной редакции и с общественностью, и с органами власти с тем, чтобы к концу апреля мы имели этот проект в обсужденной версии, и в мае внести его в правительство», — сказала она, подчеркнув, что надеется на скорое рассмотрение законопроекта Госдумой и Советом Федерации.
Ранее в феврале 2012 г. ФАС РФ уже опубликовала свой вариант законопроекта «О федеральной контрактной системе».
Глава ФАС Игорь Артемьев выражал надежду, что «противоборствующие» стороны смогут внести в правительство РФ единый согласованный законопроект до июля 2012 г., то есть до того срока, к которому президент РФ Дмитрий Медведев поручил внести в Госдуму проект закона о создании ФКС.
Основные разногласия между ведомствами заключаются в
следующем. Минэкономразвития ратует главным образом за повышение качества получаемых государством товаров и услуг, предлагая предоставить государственным заказчикам большую свободу действий по выбору поставщиков и больше способов размещения контрактов. Между тем в ФАС считают, что предоставление заказчикам больших полномочий по отбору поставщиков приведет к росту коррупции, завышению цен на контракты и отбору «своих» компаний. А основным способом размещения типовых заказов, по мнению антимонопольной службы, должны быть электронные аукционы.
Источник: РБК daily