Инвалиды и специалисты городского ВОИ решили проверить, насколько образцовыми являются кварталы «Европейский» и «Novin» с точки зрения доступной среды.
Не раз во время совместных рейдов с Владимиром Зимневым, депутатом областной Думы, региональным координатором программы «Единая страна — доступная среда» эти микрорайоны ставились в пример. Но так ли они идеальны? Тимур Нигматуллин и Олег Климов решили оценить самостоятельно.
Проектированием этих жилых микрорайонов занималось ведущее европейское архитектурное бюро «AHR», и при планировке инфраструктурных элементов изначально закладывались европейские нормативы доступной среды. Архитекторы исходили из того, что маломобильные группы составляют до трети населения больших городов. У них есть такое же право на комфортную жизнь, как и у остальных. Не они должны приспосабливаться к архитектурной среде, а она — учитывать их требования. Застройщик компания «Партнер-Инвест» максимально старалась воплотить эти идеи на практике.
Первый шаг к лучшему
В «Европейский» Олег и Тимур приехали на машине. Первое, на что обратили внимание — парковка для транспорта инвалидов. В отличие от большинства дворовых территорий, где машины стоят хаотично, здесь все по правилам — и знаки установлены, и разметка нанесена. Но первые дома в «Европейском» сдавались в 2010 году, с той поры внесены изменения в федеральное законодательство.
Теперь уже не достаточно просто поставить знак «парковка для инвалидов», надо указать направление действия знака и количество мест. Недосказанность приводит к тому, что автомобилисты считают эти требования необязательными. В чем представители ВОИ убедились еще раз: под знаком припаркован автомобиль без значка «ручное управление».
Олег и Тимур решили моделировать ситуацию дальше. Что обычно делает горожанин, возвращаясь с работы? Идет в магазин. Вот и она отправились в ближайший продуктовый на улице Эрвье, 26.
— Пандус не выглядит кустарным, как обычно, — оценил Олег. — Угол наклона и ширина правильные. Но поручень только один — слева. Как заезжать? Подтягиваясь на одной руке?
Препятствие ждало и у входной двери — порог. Ктото перешагнет и не заметит, но для направляющих колес коляски эта высота непреодолима. Сам в магазин не заедешь, надо когонибудь просить. Внутри тоже не обойдешься без посторонней помощи. На расстоянии вытянутой руки только алкоголь и колбаса, до молока с хлебом не добраться, эти отделы — на другом уровне, на четыре ступеньки выше.
— Когда к нам приезжают инвалиды, говорят, что им надо, и мы приносим, — объяснил охранник.
Далее они отправились в ближайшую аптеку. Хозяйствующие субъекты сами вправе решать, как оформлять входные группы, но в «Европейском» вход в нежилые помещения, расположенные на первых этажах, типовой. Пандусы и перила построены одинаковые, а не кто во что горазд. Но и недочет у них похожий — один поручень вместо двух.
— Сколько здесь работаю, к нам еще ни один инвалид на коляске не заезжал, — сказала провизор аптеки. — Может, они в этом микрорайоне не живут, а может, лекарства сами не покупают.
— Почему у вас на двери нет желтого круга для слабовидящих и специальной маркировки на ступенях? — уточнил Тимур. — Таких покупателей тоже нет? А если глухие к вам придут, что делать будете?
— Наверное, будем писать на бумажках, — подумав, ответила провизор.
Еще одна точка проверки — подъезд жилого дома. В доме по улице Эрвье, 24, например, предусмотрен отдельный вход для маломобильных групп — с двумя пандусами, идущими к входной двери слева и справа.
— Такого мы еще нигде не видели! — удивились представители ВОИ. Но недочеты нашли и здесь. Всю картину испортил высокий дверной порог. Дополнительные трудности создал и доводчик. Дверь
пришлось держать сопровождающему. Зато порадовал сам подъезд — без лишних ступеней и узких дверных проемов. И лифт — с удобной кнопкой.
— Да, здесь, конечно, комфортно, хотя и не на все 100, — такую
оценку увиденному дал Олег Климов.
— Мы учли все эти недостатки в домах последующих серий, говорит Евгений Мискевич, руководитель проекта компании «Партнер-Инвест». Дверей с высокими порогами в более поздних версиях вы уже не найдете. Сейчас мы применяем безпороговую среду.
Неужели так бывает
Следующим пунктом посещения стал «Novin». Конечно, изза высокой стоимости квартир и отсутствия социального жилья маловероятно, что квартиры здесь покупают малообеспеченные. Тем не менее, застройщики учились на ошибках, допущенных в предыдущих проектах. И здесь мы впервые поняли, что означает — безбарьерная среда начинается с входной группы. Можно, оказывается, устанавливать пластиковые двери без порога. Уличная территория и подъездная площадка тоже составляют единое целое — без перепадов высот и искусственных преград. Коляски перемещаются по дворовой территории, вкатываются в подъезд, двигаются внутри, как по ковру.
— Неужели так бывает? — изумился Олег Климов. — Забываешь, что передвигаешься на коляске. Ничего преодолевать не надо. Можно просто жить.
Хотя капля дегтя нашлась и здесь. По словам одной из жительниц дома, которая гуляла во дворе с детской коляской, когда заезжаешь в подъезд, доводчик закрывается слишком быстро, приходится придерживать дверь самой. Зато в этом подъезде Тимур впервые увидел элементы доступной среды для слабовидящих: объемные цифры на почтовых ящиках и кнопки с азбукой Брайля в лифтах.
— Чувствуется, что об инвалидах подумали, — сделал вывод Тимур. — Можно сказать, что эти дома — лучший образец доступной среды.
По информации: tyumedia.ru